Уроки каких Технологий?!

03 февраля 2017
Уже несколько лет тема уроков Технологии в школе является самой яркой. Всегда писали, что с этим вопросом у нас не просто… Договориться о том, надо ли учить детей забивать гвоздь в стену и пилить лобзиком или уже не надо, потому что стены твердые, а пилят давно уже не лобзиком - невозможно!

Даже, если уже «не забивают и не пилят», то все равно ж «надо», ведь без этого «какие же у нас вырастут мужчины!». То же самое с «женской частью проблемы» - вышивать/не вышивать, готовить борщ/не готовить, на газу или в микроволновке.

Однако все это - обсуждение того, что уже есть. И вопрос «Куда с этим двигаться дальше?» все равно остается.

Следующий виток обсуждений вызвали две самые известные в Российском образовании фразы о необходимости введения в школы занятий по роботехнике. Робототехника - наука комплексная, состоящая из:

  • мехатроники, как науки о сборке механических систем;
  • электроники (почему-то идея самим развести и спаять паяльником электронную плату управления чем-то всех привела в восторг и показалась жутко современной, тем более, что в школах, вероятно, еще остались паяльники, которыми раньше учили лудить кастрюли);
  • программирования (это, пожалуй, ключевое слово).

И началось все с наполнения составляющих.

Посыпались вопросы и обсуждения:

  1. Что «мехатронить»? С какого возраста начинать? Чем подменять и куда направлять? Кто проводит экспертизу устройств? Какие бы предоставить сертификаты? В какие рекомендационные списки войти?…
  2. Что «электронить»? Насколько глубоко надо знать тему? Давать просто готовые платы и учить паять или ничего не давать (пусть сами даже плату кислотой травят, в жизни все пригодится – это же «не гвозди в стены забивать»)?
  3. Что «программировать»? Контроллеры? Нет, микросхемы. Сразу на С++? Нет, каждый на своем языке. Нет. Лучше «визуальные языки» и сразу на борту контроллера (ведь «квадратиками удобнее всего программировать, или кружочками, не то что треугольничками»)…

Каждый разработчик российского робототехнического конструктора мысленно умножал 45 000 школ на стоимость минимального набора (к примеру, 100 т.р.) и понимал, насколько именно он уже близок к вершине. Все школы начали заваливать предложениями конструкторов, вернее, готовых учебно-методических комплексов, купив которые школа сразу решает все проблемы обучения всех своих детей всех возрастов. Взяв в руки такой набор в 3-4 классе и выпустив его из рук в 10-11 классе, школьник точно познает все азы Робототехники и будет готов к выходу в современный мир.

И главное, понятно, что такого подготовленного специалиста на производстве ждут такие же роботы , которые ездят вокруг конвейера «по линии», доставляют грузы на Марсе , играют в футбол под управлением «с мобильника», распознают освещенность рабочего места и сами включают свет. А еще - вокруг такие же специалисты и такие же наборы для построения нашего светлого будущего.

Осталось только определить, кто же будет тот поставщик в 45 000 школ, чтобы знать , на базе какого контроллера нам жить через 5-7 лет в новой России.

Следующая итерация обсуждения состоялась на Форуме АСИ.

И как-то сразу все не заладилось… Таракан, с воткнутым в его спину электродом, никого не вдохновил. Идеи, придуманные самими школьниками и реформаторами - тоже. Вроде перспективы Национальной технологической инициативы (НТИ) уже освещают нам дорогу в будущее, но чему и как учить детей на уроках Технологии, решений не нашлось!

А это же реальные часы, выделенные в основной программе обучения, которые можно еще и соединить с проектной деятельностью по другим предметам, проведя параллели и просто выстроив проведения ряда занятий. Например, реализовать занятия по физике, химии, биологии в кабинетах Робототехники с использованием заранее продуманного функционала и конструктива!

Но этопока только на уровне неких идей. Кому сейчас хочется взяться за такую нелегкую и, главное, «мультипредметную» работу - искать в разных учебных программах по разным предметам то, что можно было бы выделить и реализовать в виде инженерной проектнойдеятельности школьника.

И в этот момент, как гром среди ясного неба, новая вводная – оценивать профессионализм подготовки детей в школах, колледжах и т.п. по стандартам WorldSkills ( JuniorSkillS ). То есть готовим парикмахеров. Пришло время сдавать экзамен. Раньше было сдал/не сдал - получи Свидетельство (диплом) об окончании и присвоении звания и специальности. Теперь немного по-другому: выучился – сдавай экзамен, как на чемпионат , далее - принимай участие в чемпионах WorldSkills (JuniorSkills) и набирай там баллы, в результате - они то и определяют твою реальную квалификацию. И так по всем специальностям! И компетенций этих набралось уже более 100…

А что такое компетенции?! По сути, это по сути полученные знания и навыки по определенным технологиям…

А по каким технологиям?! Понятное дело, по самым передовым!

Значит, конкурс WorldSkills (JuniorSkills) в настоящее время четко определяет самые передовые технологии.

И вот тут появилось давно знакомое нам слово «Технологии»! Те, которые Уроки!!!

Так, может, нам уроки технологии в школах выстроить, исходя из того, что школьники потом смогут выучить, подготовиться и пройти необходимую сертификацию, войдя в Движение WorldSkills (JuniorSkills) и демонстрируя там свои навыки и знания на отборочных , региональных, а может и национальных уровнях!? Получается, есть запрос на подготовленных школьников со стороны понятного мирового профессионального движения, определяющего во всем мире уровень подготовки участников по существующим методикам и т.п… Осталось этому учить в школах… Значит на уроки технологии должны быть закуплены и установлены один или несколько учебно-методических комплексов по обучению тем или иным технологиям в соответствии с компетенциями WorldSkills ( JuniorSkills). Дети проходят обучение, получают навыки, далее - движутся по траектории, выстроенной Движением, показывают свои результаты в школе, затем - в городе, районе, регионе, на национальном и, даже, на международном уровне.

На любом этапе у них есть полученная ими оценка в баллах, полностью определяющая их подготовку.

Каждая школа сама решает, по каким из компетенций они ведут занятия и готовят специалистов. Компетенции все профессиональные.

Существует порядок создания компетенций. Есть главные эксперты, готовые оказывать содействие в разработке учебных материалов и комплектования рабочих мест.

Никаких игрушечных роботов и программирования «треугольничками».

Выбор из «самых передовых» – это всегда лучший выбор (тем более при определении направлений обучения для образовательных учреждений).

На выходе получаются юные, но подготовленные, специалисты по востребованным профессиям и с надлежащим Сертификатом оценки профмастерства.

Конечно, обеспечение школ начальными (пробными) комплектами - это лишь первый шаг к определению направлений специализации школ… Через эти комплекты в первые годы обучения могут проходить все школьники, определяя в итоге, какую технологию им выбрать.

Однако уже с 10 -12 лет школьник готов к более глубокому изучению выбранной компетенции, и такую возможность ему даст либо школа, либо центры творчества города, центры на производственных площадках , Кванториумы, ЦМИТы и т.п. Главное - результат – Сертификат оценки специалиста по методикам WorldSkills (JuniorSkills).

Мы в своей деятельности пытаемся активно реализовать данный подход к наполнению уроков Технологии, формируя необходимую базу:

  1. Пробные учебно-методические комплексы (УМК) по технологиям, соответствующим нашим Компетенциям (учебное пособие на 15-20 академических часов, включая необходимое начальное оборудование, расходные материалы на 1 год обучения и «кейсы» - готовый сборник технологических задач от простого к сложному для реализации школьниками в течении этих 15-20 часов обучения). Цена таких наборов не превосходит 100 т.р.
  2. Полноценные УМК для обучения и подготовки специалистов по тем или иным технологиям, соответствующие компетенциям JuniorSkills (полноценный набор Станков, специально разработанный УМ, расширенный сборник задач для решения).

Цена такого профнабора бывает разной, но вряд ли будет ниже 1-2 млн.руб.

Это с учетом полноценной сетевой "он-лайн" поддержки курсов и активностей школьников (проектная деятельность).

В данной ситуации у школ есть варианты выбора в зависимости от целей:

Если школа заинтересована в развитии у себя инженерной тематики, но пока не определилась, в каких направлениях она собирается готовить будущие команды, ей подойдет набор «Пробных УМК». Все дети на уроках Технологий «проходят» через закупленные решения - это 10-15 часов на технологию, то есть 6-7 технологий в год.

Это, конечно, не подготовит школьников к участию в JuniorSkills, но определит среди них тех, кто готов активно обучаться и втягиваться в региональные соревнования. Далее, уже для развития этих команд школа сможет закупить «Полноценные УМК» или просто направить ребят для подготовки в «Кванториумы», например…

Если же школа заинтересована в развитии у себя того или иного инженерного направления с планами подготовки команд для участия в JuniorSkills своего региона и, более того, уже определилась с направлением (-ями) – «Полноценный УМК для обучения и подготовки команд» как раз для нее.

Эти 2 решения практически полностью покрывают потребности рынка для всех категорий спроса - от «нам бы что-нибудь недорогое, чтобы попробовать» до «мы готовы активно втягиваться в подготовку специалистов и нам нужно качественное оборудование и учебные материалы».

Так что вам решать, «быть или не быть» технологиям на ваших уроках Технологии!

Посмотреть решения можно на сайте.

Компания «ЛИНТЕХ»

Комментарии

(0) Добавить комментарий