ТУСУР разрабатывает систему контроля и управления питанием мобильного косморобота
Специалисты Научно-исследовательского института автоматики и электромеханики (НИИ АЭМ) ТУСУРа подключились к прорывному отечественному проекту по созданию первого мобильного автономного косморобота для обслуживания внешней поверхности Международной космической станции (МКС). Робот возьмёт на себя 80 % рутинных действий, которые сейчас выполняют космонавты, выходя на орбиту для выполнения регламентных работ. Разработкой косморобота занимается ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК, Санкт-Петербург), аккумуляторную батарею изготавливает ПАО «Сатурн» (Краснодар).
Виктор Рулевский, директор НИИ АЭМ ТУСУРа:
«Мы участвуем в проекте как разработчики и изготовители системы контроля и управления для литий-ионной аккумуляторной батареи, которая будет располагаться непосредственно на космороботе. За параметрами аккумуляторной батареи необходимо постоянно следить, оперативно реагируя на возникающие критические моменты: это позволит обеспечить надёжный ресурс эксплуатации аккумуляторов как минимум в течение пяти лет».
Он подчеркнул, что аккумуляторная батарея – единственный источник питания на борту косморобота, который отвечает за его жизнеобеспечение. Поэтому функции выравнивания напряжения на батарее, отслеживания всех её параметров, поддержания рабочей температуры и подзарядка – важные задачи, которые будет решать создаваемая в ТУСУРе система.
«Контроль температуры аккумуляторной батареи важен, потому что при пониженных температурах литий-ионная батарея перестаёт функционировать. Наша система позволит в автоматическом режиме отслеживать состояние температуры элементов аккумуляторной батареи, в случае необходимости включать и отключать её подогрев», – добавил директор НИИ АЭМ ТУСУРа.
Помимо контроля аккумуляторной батареи, система работает с питающими цепями косморобота: отслеживает, когда аккумулятор разряжен, и осуществляет коммутацию цепи питания от зарядного устройства при подзарядке батареи. Кроме этого, отслеживаются критические моменты, связанные с работой аккумуляторов: короткое замыкание, выход элемента из строя – в таких ситуациях, чтобы сохранить работоспособность косморобота, предусматривается автоматическое защитное отключение.
В работе по созданию системы будет использоваться контрольно-проверочная аппаратура на базе имитаторов аккумуляторных батарей и нагрузочных устройств, созданная НИИ АЭМ ТУСУРа, чтобы осуществлять проверку системы в наземных условиях и проводить отработку различных режимов работы: штатных и аварийных.
В 2019 году разработчики ТУСУРа должны выполнить первый опытный образец своего модуля и поставить заказчику. Лабораторный образец косморобота будет изготовлен к 2019 году, на МКС окончательная версия робота отправится после 2020 года. Общий вес роботизированного космонавта – 200 кг. Он строится по модульному принципу, благодаря чему отказавшие элементы, агрегаты и узлы можно без проблем заменить даже в условиях открытого космоса.
По информации пресс-центра ТУСУРа.
Комментарии
(0) Добавить комментарий