Цифровой след школьника – это зеркало, в которое он смотрится

04 мая 2021
Представители образования обсудили, как использовать цифровые данные во благо ребенка

Какие данные об образовательном пути школьника полезно собирать, как их грамотно анализировать? Эти и другие вопросы о цифровом следе обсуждали лидеры Кружкового движения НТИ, представители вузов и региональных органов власти, специалисты крупных технологических компаний в рамках дискуссии «Цифровой след школьника: как талантливому абитуриенту и вузу найти друг друга с помощью платформы «Талант»», которая прошла на «Весеннем навигаторе».

Цифровой след существует – с этим уже никто не спорит, ведь каждый из нас ведет жизнь в соцсетях, пользуется интернетом и оставляет там свои данные. Но вот как правильно анализировать этот след, какие данные из него использовать и как – вопрос дискуссионный. По мнению Дмитрия Земцова, лидера рабочей группы НТИ «Кружковое движение», есть два вида восприятия цифрового следа – это досье на человека либо же резюме, которым он управляет сам. В случае со второй логикой нужно дать человеку инструменты для управления этим следом.

Какие возможности для этого дает платформа «Талант», которую запустило Кружковое движение НТИ? Об этом рассказал президент Ассоциации технологических кружков Алексей Федосеев. 

Зачем нужны кружки и как помогать развиваться талантам

- Что движет современными школьниками? Существует конфликт ценностей, целей, устремлений у школьников при изучении и применении новых технологий, при попытках начинать что-то новое, запускать проекты, - говорит Алексей Федосеев. - Мы видим такое желание у молодежи, у финалистов Олимпиады НТИ и участников проектных школ – желание быть первым, реализовать мечту, быть мобильным в современном мире. А система образования сейчас работает на ограничение этих целей и возможностей, ставя в приоритет другие задачи – например, успешную сдачу ЕГЭ или выбор профиля обучения уже в 5-6 классе, что слишком рано для осознанного решения.  

По мнению Алексея Федосеева, школа сейчас становится лишь аппаратом для решения таких узких задач. В итоге молодым людям становится сложно строить стратегию своей жизни и дальнейшего профессионального пути. Концепция кружка, где энтузиасты вместе решают какие-то задачи и технологические вызовы, становится компенсацией и даже спасением. Поэтому кружки необходимо поддерживать. Среди инструментов такой поддержки стала все более значимой история с цифровым следом – ведь становится всё больше и больше пересечений людей и команд в разных проектах и соревнованиях.

- Талант – это то, что может выделяться и развиваться в человеке. Мы стараемся придерживаться развивающего подхода, а не идентификационного: не только выявлять талантливого человека, но и поддерживать в нем изменения, помогать открывать в себе новое. Такой подход уже зафиксирован в Указе Президента «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».

Задача платформы «Талант» – создать централизованное хранилище данных школьников (с письменного согласия родителей), при этом обеспечить открытость взаимодействия, возможность в нее встроиться и тем самым обеспечить связность. Платформа собирает комплексный цифровой след благодаря партнерам: в ней учитываются результаты прохождения учебных курсов, достижения в конкурсах, активность в профессиональных сообществах. Собираются также интересы и связи в социальных сетях, результаты реализации проектов и стартапов школьника, сведения о наставниках и кружках, в которых он участвует.

Такое портфолио становится в итоге стимулом для школьника, ведь появился конкурс «Талант 20.35». В рамках этого конкурса цифровой профиль из платформы «Талант» трансформируется в дополнительные баллы при подаче документов в вуз. В прошлом году по этой системе больше 600 школьников получили бонусы при поступлении в разные университеты.

- На самой платформе мы даем рекомендации школьнику, какие курсы пройти, в каких соревнованиях поучаствовать, чтобы этих конкурсных баллов «Таланта 20.35» стало больше. В профиле пользователя есть калькулятор, в котором он уже видят, какие льготы доступны, мы рекомендуем школьнику конкретные вузы и программы, исходя из его интересов. Надеемся, что вузы, заинтересованные в мотивированных абитуриентах, помогут нам максимально подробно заполнить и подготовить этот раздел, чтобы у подростка была полная информация о том, куда он может пойти со своими интересами и достижениями.

Кружковое движение НТИ сейчас проводит ряд экспериментов. Уже создан прототип по анализу достижений школьников в необразовательном контексте – например, успехов в кооперативных компьютерных играх по типу Dota 2 или Counter-Strike. После подобного исследования можно сделать косвенные выводы о коммуникативных навыках таких победителей, об их умении работать в командах, проверить, будут ли эти компетенции проявляться в реальной жизни. Университет ИТМО, например, уже три года выплачивает стипендии отличившимся в киберспорте абитуриентам.

В этом году на платформе «Талант» появится публичное портфолио: школьник будет решать, какие данные о себе и своих успехах он хочет демонстрировать всем. Вузы с помощью такого портфолио смогут сами смотреть профили абитуриентов и приглашать их к себе. 

Сначала интересы ребенка и образование, а уже потом – цифра

По мнению заместителя председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаила Пучкова, в первую очередь нужно обратить внимание на методику анализа портфолио: какие данные нужны, чтобы принять обоснованное педагогическое решение. И только потом надо думать о том, как это переводить в цифру.

- Не может быть универсального набора компетенций, которые должны быть развиты у каждого человека и которые нужно хранить в цифровом следе, - считает Михаил Пучков. - Поэтому должна быть экосистема: какая-то часть компетенций будет развиваться в школе, какая-то в дополнительном образовании, какая-то в неформальном. Наша задача – уметь собрать эти данные из всех источников и уметь это анализировать. Проблема детей – в слабости взрослых. Нам нужно помочь им собирать такое портфолио с условием защиты персональных данных. И классическая триада родитель-ребенок-педагог должна быть готова к такой мощной цифровой работе.

Министерство образования Московской области стремительно развивается в этом направлении. За короткий срок они предприняли первый шаг – провели глубокий анализ того, что нужно и не нужно школьникам, что им интересно, чем они довольны или недовольны. На основании результатов этого анализа сейчас предпринимаются управленческие решения по поддержке дополнительного образования в тех или иных частях региона. Например, поняв, что в конкретном районе есть сильный запрос на робототехнику, министерство открывает там дополнительные кружки.

- Следующий важный и очень сложный шаг – это формирование культуры технологического творчества детей и молодежи, - говорит первый заместитель министра образования Московской области Илья Бронштейн. - Мы научились преподавать, научились создавать атмосферу – теперь надо показать, как навыки, которые мы даем школьникам, можно монетизировать, как они могут их использовать в дальнейшей жизни, как эти компетенции повлияют на их будущее.

С коллегами из Санкт-Петербурга и Московской области согласился научный руководитель института образования НИУ ВШЭ Исаак Фрумин. По его мнению, все, что происходит в сфере образования, должно исходить из интересов ребенка, именно успех каждого школьника и должен являться главной целью. Платформа «Талант» помогает в этом: она развивает у ребенка способность к осознанному действию, она ориентирована на каждого школьника и его интересы. А чтобы об этой платформе узнали все – это задача управленцев. Чем больше пользователей там зарегистрируется, тем точнее будет общая статистика и улучшится понимание того, чем сейчас живет новое поколение.

По словам Алексея Федосеева, не стоит подключать к решению этого вопроса административный ресурс школ – иначе начнется принудительная регистрация и вопросы «почему у тебя так мало баллов на платформе». Нужно просто правильно информировать – чтобы все узнали о том, что есть такая платформа, на которой можно собирать все данные о себе.

- Цифровой след школьника – это не резюме и не досье, - считает Исаак Фрумин. - Это зеркало, в котором он видит самого себя – какие у него успехи и достижения, какие навыки у него развиты. При этом ребенок должен понимать, зачем ему всеми этими данными делиться. В 1972 году нас в школе заставляли заполнять дневники – чтения, достижений, профориентации. Я их заполнял в самый последний момент и по-издевательски писал там всякую ерунду. Почему это не сработало? Я не понимал, зачем это все нужно. Сейчас то же самое: когда мы говорим о тотальном сборе данных, мы понимаем, зачем это нужно исследователю. Но зачем это нужно человеку самому? Нужно сделать так, чтобы он не прикладывал дополнительных усилий для этого, и не нужно собирать никому ненужные данные.

По мнению Виталия Алтухова, директора по разработке и исследованиям компании «Профилум», накопительная система таких данных должна быть прозрачной, чтобы человек видел: я проявляю себя – у меня копятся баллы и появляются дополнительные бонусы. При этом нужно понимать, что игры и социальные сети – это индивидуальное поведение человека, из них можно почерпнуть полезные данные, но правильно их собрать и проанализировать в ближайшее время будет очень сложно.

Как вузу и абитуриенту найти друг друга

В Московском политехническом университете уже разработали систему поощрения абитуриентов за дополнительную деятельность. По мнению декана Факультета информационных технологий, руководителя направления по методологии и работе с органами государственной власти Департамента исследований, разработок и развития образовательных организаций WorldSkills Russia Андрея Филипповича, на ЕГЭ школьники показывают свои квалификационные характеристики, а в дополнительных мероприятиях видна их мотивация. Ее тоже нужно уметь оценивать – вузам хочется принимать мотивированных ребят.

- Университету было бы полезно, чтобы дети оценивали образовательные программы, отмечали интересные для себя сферы, - говорит Андрей Филиппович. - Если они будут на платформе «Талант» ставить плюсики интересным программам, мы поймем, куда они смотрят, что им важно. Студенты и школьники тем самым смогут формировать запрос к вузу. 

Университеты научились принимать студентов по результатам ЕГЭ, научились работать с победителями и призерами ВсОШ, Олимпиады Кружкового движения НТИ и других проектов, за которые можно добавлять баллы при поступлении. Но далеко не все замотивированные школьники принимают участие в этих мероприятиях – у них просто могут быть другие интересы, считает Анна Веклич, начальник Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО.

- И замечательно, что появилась такая платформа «Талант», где информация о таких активных абитуриентах аккумулируется. Раньше нам приходилось искать их просто вручную. Еще интересно было бы провести исследование и посмотреть, как отличаются образовательные траектории у абитуриентов, поступавших на разных основаниях – мне кажется, там есть большое поле для исследования.

Платформа «Талант» только недавно начала изучать поведение школьника в рамках командной работы. По мнению ректора Университета 2035 Нины Яныкиной, это большая зона для развития и пока в ней мало прикладных решений. Сейчас нужно научиться не только эффективно работать с данными команд школьников (чтобы помогать им развиваться в нужном направлении), но и расширять спектр собираемых данных – например, о когнитивных способностях человека, о его эффективности в разных ролевых моделях и т.д.

- Вузу нужно располагать широким спектром данных, чтобы он мог предложить абитуриенту более индивидуализированную, оптимальную образовательную траекторию. Это поможет раскрыть потенциал и таланты студента не только в периметре самого вуза, но и во всей экосистеме – в рамках дополнительных мероприятий и стажировок у компаний-партнеров. И самое главное – при всем этом важно не забывать, что за любым профилем, за любыми данными о талантах, за любыми технологиями и платформами стоит личность, которая этими талантами обладает. И все должно происходить исключительно по желанию этой личности.

Как платформа взаимодействует с технологическими компаниями

Один из партнеров платформы «Талант» - Яндекс.Лицей. Директор по развитию региональных образовательных проектов «Яндекса» Сергей Бражник пообещал, что компания продолжить расширять линейку продуктов, которые будут интегрированы в платформу.

- Если платформа «Талант» сможет выдавать нам общую статистику – какие темы, какие направления более интересны школьникам и молодежи – то мы бы смогли улучшать качество образовательных продуктов. Призываю другие компании и организации интегрироваться в платформу, ведь чем больше в ней проектов учитывается, тем значимее становятся данные.

Сергей Марданов, директор по связям с вузами в Mail.ru Group, отметил, что компаниям стоило бы придумать какие-то дополнительные бонусы от себя для школьников, имеющих большие баллы в системе. Например, можно было бы проводить им экскурсии или приглашать на стажировки.

Автор: Маргарита Москвина

Комментарии

(0) Добавить комментарий