Школьники Сириуса представили 65 научно-технологических проектов в приоритетных для России областях
Результаты представили 65 проектных групп по 12 направлениям: от космических технологий и беспилотников до генетики и когнитивных исследований. Авторы проектов и партнеры программы подробно рассказали о своих изобретениях, а также ответили на вопросы о научных возможностях разработок, перспективах их внедрения в производство, провели показательные запуски.
«Большая часть представленных проектов уже адаптирована и протестирована, а сами школьники приглашены для дальнейшей реализации разработок в регионы России, где представлены наши партнеры. А те, в свою очередь, получили представление о том, что готовить кадры можно и нужно со школьной скамьи, ставя перед ними совершенно недетские задачи», – отметила Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех» и Образовательного центра «Сириус».
В течение трех недель юные исследователи решали практические задачи, предоставленные партнерами Сириуса, среди которых глобальные российские технологические бренды и ведущие научно-исследовательские организации, конкурирующие на мировых рынках.
Эксперты из Госкорпорации «Роскосмос» и ПАО «РКК «Энергия» высоко оценили разработки школьников в области космических систем. Например, старшеклассники спроектировали прототип устройства «Космолаб» для Международной космической станции (МКС), которое поможет размещать оборудование для научных экспериментов и управлять им с Земли через интернет. Аппаратно-программная модульная платформа может значительно ускорить и упростить проведение экспериментов на борту МКС для российских ученых, а также студентов и школьников. Сейчас обсуждается проведение первого эксперимента в космосе с участием платформы.
«Наш проект был предварительно поддержан, и мы договорились продолжить над ним работу. Теперь будет этап консультаций и подготовки необходимой документации со специалистами, чтобы получить возможность использовать наши решения для постановки экспериментов на МКС. С ребятами встречался директор департамента развития персонала и сопровождения проектов Роскосмоса Дмитрий Шишкин, обозначил, что проект перспективен, долго общался со школьниками. Команда очень рада – это лучший для ребят результат их работы», – рассказал ведущий инженер РКК «Энергия» Андрей Тулупов.
В направлении «Освоение Арктики и Мирового океана» старшеклассники создали прототип подводного манипулятора, который в точности повторяет движение руки оператора, анализируя перемещение кисти. Прототип манипулятора установлен на подводный аппарат для пробных погружений.
Тинькофф Банк поручил школьникам автоматизировать распределение встреч сотрудников банка с клиентами. Еще до окончания программы прототип испытали в двух городах: Туле и Саранске. Там приложение помогло организовать 130 встреч в течение одного дня. Планируется, что посте доработки проект станет основой для усовершенствования реальных бизнес-процессов компании.
Еще одна команда предложила новый принцип управления беспилотным аэротакси. Школьники создали центр управления полетом и алгоритм, которые позволяют дронам безопасно летать по заданным маршрутам, не сталкиваясь друг с другом и следуя правилам воздушного движения. Обсуждается патентование разработки. А по двум другим проектам уже подготовлены заявки. Старшеклассники готовятся запатентовать способ высвобождения реагентов из антибактериальных покрытий и модель гидроэнергетической установки, использующую энергию подводных течений «Ныряющее крыло».
Среди проектов по энергетике – разработка цифрового двойника АЭС, который способен повысить эффективность и безопасность станции. Цель – научно-техническая поддержка проектирования новых и модернизация действующих энергоблоков. «На компьютере можно будет отработать штатные и внештатные ситуации, смоделировать запуск, настройку, проверить безопасность станции. Это сэкономит миллиарды рублей еще на этапе проектирования», – сообщил научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института по эксплуатации атомных электростанций (ВНИИАЭС) ГК «Росатом» Сергей Соловьев.
Молодых ученых пригласили на экскурсию по действующей атомной станции в Санкт-Петербурге, где ребята смогут изучить систему безопасности реального объекта.
В направлении «Умный город» школьники разработали сервис для оценки мнения населения по тональности сообщений в социальных сетях и СМИ. Инструмент станет основой единой информационной платформы, позволяющей интеллектуально управлять инфраструктурой и муниципальным имуществом городов. Заказчик проекта, компания «Русатом Инфраструктурные решения», планирует представить платформу в Мурманской области в конце лета, а затем и в Нижнем Новгороде осенью 2019 года. Сервисом также заинтересовались представители администрации Сочи. Они считают, что тональный анализ поможет улучшать качество услуг для населения.
Решая в Сириусе реальные серьезные научные задачи, участники программы были ориентированы на результат, в равной степени ценный как для науки, так и для бизнеса. Смелые и новаторские идеи школьники воплощают в жизнь вместе с научными руководителями и представителями отраслевых компаний. Каждый день школьники слушали лекции экспертов и лидеров отрасли, которые помогали решать поставленные задачи.
Работа над проектами не закончится вместе с программой. Внедрением полученных результатов займется Инновационный научно-технологический центр «Сириус» вместе с партнерами Фонда «Талант и успех».
Планируется, что все участники программы будут включены в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности (ГИР). Включение в реестр дает возможность претендовать на участие в мероприятиях Фонда «Талант и успех» и региональных центров по модели Сириуса. В случае поступления в университеты на бюджетное отделение 10-тиклассники – участники программы «Большие вызовы» получат право в 2020 году претендовать на гранты Президента РФ для лиц, проявивших выдающиеся способности.
Партнеры и эксперты конкурса рекомендуют присвоить конкурсу статус мероприятия высшего уровня. Это сейчас оформляется протоколом по итогам программы в адрес Министерства.
«Все больше элементов поддержки одаренных школьников складываются в единую национальную систему. Все эксперты, как со стороны научного сообщества, так и со стороны бизнес-партнеров, едины в том, что конкурс обладает высокой степенью экспертизы. Мы будет ходатайствовать перед Министерствами о том, чтобы присвоить «Большим вызовам» высшую степень экспертной значимости. А это значит, что ребята, которые вышли в финал – десятиклассники – могут через год, приняв наши рекомендации, поступить в вузы по приоритетным направлениям подготовки и претендовать на разные формы государственной поддержки. В первую очередь, на Гранты Президента Российской Федерации», – подчеркнула Елена Шмелева.
Фонд «Талант и успех» также готовит обращение к ведущим университетам-партнерам с предложением учитывать участие в программе «Большие вызовы» при поступлении.
Источник: Сириус
Комментарии
(0) Добавить комментарий