Школьники назвали самые важные компетенции будущего
В анонимном опросе приняли участие 2500 респондентов – учащиеся онлайн-школы Skysmart и участники проектов Кружкового движения НТИ. Больше всего среди них оказалось учеников 9 класса (17%), меньше всего – учеников начальной школы (1%) и пятиклассников (10%). Остальные классы представлены среди участников опроса почти в равной степени (от 12 до 16% на каждый класс).
По результатам исследования каждый пятый школьник (21%) хотел бы связать свою жизнь со сферой IT. Еще 13% опрошенных интересуются сферой искусства. Медицина привлекает 11% респондентов. Почти каждый десятый школьник хотел бы попробовать себя в сфере технологии и промышленности, а 8% опрошенных планируют заняться наукой. Остальные ответы распределились следующим образом:
№2. В какой сфере ты хотел(а) бы работать? (Одиночный выбор)
Варианты | Все ответы |
---|---|
IT | 21% |
Искусство | 13% |
Медицина | 11% |
Технологии и промышленность | 9% |
Наука | 8% |
Бизнес | 6% |
Образование | 5% |
Безопасность (Армия, Флот, Полиция, МЧС и пр.) | 4% |
Медиа и коммуникации | 3% |
Спорт | 3% |
Международные отношения | 2% |
Политика, государственное и муниципальное управление | 2% |
Юриспруденция | 2% |
Экономика, банковское дело | 1% |
Туризм | 1% |
Свой вариант (открытый ответ) | 9% |
Большинство школьников (55%) назвали самой важной компетенцией, без которой невозможно будет работать по профессии – умение работать с людьми. На втором месте (по 51% каждый из ответов) – системное мышление и работа в режиме высокой неопределенности с быстрой сменой задач. Каждый второй респондент отметил, что критически важно уметь управлять проектами и процессами. По 48% голосов набрали такие soft skills, как критическое мышление и умение работать в команде. 37% опрошенных считают, что в выбранной сфере невозможно будет работать без клиентоориентированности.
Не критически важными, но все-таки необходимым, 37% респондентов назвали навык межотраслевой коммуникации. 35% респондентов уверены, что для успешной работы необходимо знать несколько языков и понимать особенности разных культур.
Относительно hard skills мнения школьников разделились. Критически важной или необходимой компетенцией будущего 64% школьников назвали умение работать с данными. Более половины опрошенных (55%) назвали такой компетенцией программирование. Также почти половина опрошенных (49%) считает, что в их будущей работе важно уметь работать с искусственным интеллектом. Другие ответы распределились таким образом:
№3. Ознакомься со списком компетенций будущего (их еще называют надпрофессиональными навыками), который представлен ниже. Оцени, насколько каждая из этих компетенций важна для твоей будущей профессии по четырехбалльной шкале:
2 – Совершенно не важна (не имеет значения для будущей профессии)
3 – Не очень важна (может пригодиться)
4 – Важна (имеет значения для будущей профессии)
5 – Очень важна (компетенция, без которой будет невозможно работать по профессии) (Матрица)
Варианты | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|
МУЛЬТИЯЗЫЧНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ - знание нескольких языков, понимание особенностей разных культур | 10% | 33% | 35% | 22% |
НАВЫКИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ - понимание технологий, процессов в смежных и несмежных отраслях | 8% | 25% | 37% | 30% |
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ - точно понимать запрос клиента и предлагать идеальное решение | 7% | 16% | 30% | 47% |
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ - лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать команду | 5% | 15% | 30% | 50% |
РАБОТА В РЕЖИМЕ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И БЫСТРОЙ СМЕНЫ УСЛОВИЙ ЗАДАЧ - быстро принимать решения, эффективно распределять ресурсы | 4% | 15% | 30% | 51% |
СПОСОБНОСТЬ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ - творческое мышление и развитый эстетический вкус | 13% | 27% | 27% | 31% |
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ - продуктивно общаться, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты | 4% | 12% | 29% | 55% |
ПРОГРАММИРОВАНИЕ - создание компьютерных программ | 23% | 25% | 19% | 33% |
АНАЛИЗ / РАБОТА С ДАННЫМИ - анализ, обработка и представление данных в цифровой форме | 11% | 25% | 28% | 36% |
УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ - в том числе работа с робототехникой | 25% | 28% | 21% | 26% |
РАБОТА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) - создание, взаимодействие, обучение систем, основанных на технологиях ИИ | 25% | 26% | 24% | 25% |
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ - организация времени и повышение эффективности его использования | 8% | 19% | 34% | 39% |
РАБОТА В КОМАНДЕ - эффективная и продуктивная практическая деятельность команды | 4% | 15% | 31% | 48% |
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение понимать, как устроены сложные системы, находить взаимосвязи и причины | 6% | 16% | 27% | 51% |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - бережливое отношение к используемым природным ресурсам | 17% | 25% | 27% | 31% |
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение находить подтверждение или опровержение получаемым новостям и знаниям | 5% | 17% | 30% | 48% |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - умение распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить общий язык | 10% | 18% | 26% | 46% |
Оценивая, насколько школьная программа помогает формировать навыки и компетенции будущего, большинство школьников считают, что в школе их не научат работе с искусственным интеллектом, клиентоориентированности и управлению сложными инженерными проектами. Треть опрошенных школьников уверены, что не смогут научиться в школе системному и критическому мышлению, программированию и работе с данными. Каждый четвертый участник опроса считает, что школа не научит самым важным soft skills из предыдущего вопроса, а именно – мультикультурности и умению работать с людьми. Другие ответы распределились следующим образом:
№4. Каким из этих компетенций, по твоему мнению, нельзя обучиться в школе? (Множественный выбор)
Варианты | Все ответы |
---|---|
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ - точно понимать запрос клиента и предлагать идеальное решение | 67% |
РАБОТА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) - создание, взаимодействие, обучение систем, основанных на технологиях ИИ | 67% |
УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ - в том числе работа с робототехникой | 59% |
НАВЫКИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ - понимание технологий, процессов в смежных и несмежных отраслях | 45% |
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - умение распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить общий язык | 42% |
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ - организация времени и повышение эффективности его использования | 41% |
РАБОТА В РЕЖИМЕ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И БЫСТРОЙ СМЕНЫ УСЛОВИЙ ЗАДАЧ - быстро принимать решения, эффективно распределять ресурсы | 34% |
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение понимать, как устроены сложные системы, находить взаимосвязи и причины | 34% |
ПРОГРАММИРОВАНИЕ - создания компьютерных программ | 33% |
СПОСОБНОСТЬ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ - творческое мышление и развитый эстетический вкус | 32% |
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение находить подтверждение или опровержение получаемым новостям и знаниям | 32% |
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ - лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать команду | 31% |
АНАЛИЗ / РАБОТА С ДАННЫМИ - анализ, обработка и представление данных в цифровой форме | 30% |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - бережливое отношение к используемым природным ресурсам | 27% |
МУЛЬТИЯЗЫЧНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ - знание нескольких языков, понимание особенностей разных культур | 25% |
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ - продуктивно общаться, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты | 25% |
РАБОТА В КОМАНДЕ - эффективная и продуктивная практическая деятельность команды | 14% |
Чтобы овладеть компетенциям будущего, в школе, согласно ответам респондентов, больше всего не хватает живого общения с профессионалами из различных отраслей (70%). Дефицит практических и интерактивных занятий отметили 62% опрошенных. 60% респондентов указали на то, что в школе нужно активнее вводить новые предметы, обучать цифровой грамотности, программированию и т.д. Другие ответы распределились следующим образом:
№5. Чего не хватает в школе и школьной программе, чтобы получить эти компетенции? (Множественный выбор)
Варианты | Все ответы |
---|---|
Регулярных встреч и общения с профессионалами из разных отраслей (в классе и в компаниях/на предприятиях) | 70% |
Практических и интерактивных занятий | 62% |
Новых предметов (цифровая грамотность, программирование и пр.) и учебников | 60% |
Ранней профориентации | 44% |
Кружков и дополнительных занятий | 36% |
Проектной деятельности | 24% |
Свой вариант (свободный ответ) | 6% |
Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение»:
«Современные школьники отдают приоритет таким формам занятости, в которых командная работа, открытость и новизна задач преобладают над рутинностью и жестким распределении функций. Можно предположить, что за такой оценкой наиболее востребованных компетенций стоит определенный образ жизни, где команды решают творческие задачи, а участники команды занимаются постоянным самосовершенствованием и развитием. В то же время, школьники достаточно определенно фиксируют нехватку современного содержания в общеобразовательных программах. Да, сегодня эту задачу отчасти решают различные форматы дополнительного образования – кружки, онлайн-курсы, научно-технологические конкурсы и соревнования, проектные школы, образовательные интенсивы, хакатоны и другие, где школьники могут учиться у лучших, общаться с единомышленниками и экспертами из разных сфер, создавать свои команды и вместе решать реальные задачи. Стоит признать, что у современных школьников, а также их родителей, формируется четкий, осознанный запрос на получение качественного образования и компетенций будущего, и школе, чтобы сохранять свою роль в процессе становления молодого человека, придется на этот запрос отвечать».
Михаил Митин, директор по развитию онлайн-школы Skysmart:
«Большинство современных проблем – проблемы гуманитарные, соответственно, для их решения важно уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми. Этот важный soft skills можно тренировать на каждом уроке, но, к сожалению, большая часть учебных занятий в школе имеет лекционный формат, а групповая работа, дискуссии или решение кейсов происходят достаточно редко. Поэтому для освоения необходимых компетенций школьники посещают кружки и секции в организациях дополнительного образования.
Похожая ситуация складывается и с hard skills. В учебном плане чаще появляются новые теоретические предметы или увеличивается количество отведенных на них часов, а вот практические занятия, позволяющие сформировать определенный навык и отработать его в реальных условиях, проходят редко. Причиной тому является недостаточная конвергентность образовательных программ, а также отсутствие необходимого оборудования в школе и специалистов, которые способны этим навыкам обучить».
Комментарии
(0) Добавить комментарий