Школьники назвали самые важные компетенции будущего

18 мая 2021
Аналитики онлайн-школы Skysmart и Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) провели совместное исследование среди школьников с целью выяснить, какие компетенции они считают наиболее важными для своей будущей работы, и чего не хватает в общеобразовательной школе, чтобы развивать эти компетенции.

В анонимном опросе приняли участие 2500 респондентов – учащиеся онлайн-школы Skysmart и участники проектов Кружкового движения НТИ. Больше всего среди них оказалось учеников 9 класса (17%), меньше всего – учеников начальной школы (1%) и пятиклассников (10%). Остальные классы представлены среди участников опроса почти в равной степени (от 12 до 16% на каждый класс).

По результатам исследования каждый пятый школьник (21%) хотел бы связать свою жизнь со сферой IT. Еще 13% опрошенных интересуются сферой искусства. Медицина привлекает 11% респондентов. Почти каждый десятый школьник хотел бы попробовать себя в сфере технологии и промышленности, а 8% опрошенных планируют заняться наукой. Остальные ответы распределились следующим образом:

№2. В какой сфере ты хотел(а) бы работать? (Одиночный выбор)

Варианты Все ответы
IT 21%
Искусство 13%
Медицина 11%
Технологии и промышленность 9%
Наука 8%
Бизнес 6%
Образование 5%
Безопасность (Армия, Флот, Полиция, МЧС и пр.) 4%
Медиа и коммуникации 3%
Спорт 3%
Международные отношения 2%
Политика, государственное и муниципальное управление 2%
Юриспруденция 2%
Экономика, банковское дело 1%
Туризм 1%
Свой вариант (открытый ответ) 9%

Большинство школьников (55%) назвали самой важной компетенцией, без которой невозможно будет работать по профессии – умение работать с людьми. На втором месте (по 51% каждый из ответов) – системное мышление и работа в режиме высокой неопределенности с быстрой сменой задач. Каждый второй респондент отметил, что критически важно уметь управлять проектами и процессами. По 48% голосов набрали такие soft skills, как критическое мышление и умение работать в команде. 37% опрошенных считают, что в выбранной сфере невозможно будет работать без клиентоориентированности.

Не критически важными, но все-таки необходимым, 37% респондентов назвали навык межотраслевой коммуникации. 35% респондентов уверены, что для успешной работы необходимо знать несколько языков и понимать особенности разных культур.

Относительно hard skills мнения школьников разделились. Критически важной или необходимой компетенцией будущего 64% школьников назвали умение работать с данными. Более половины опрошенных (55%) назвали такой компетенцией программирование. Также почти половина опрошенных (49%) считает, что в их будущей работе важно уметь работать с искусственным интеллектом. Другие ответы распределились таким образом:

№3. Ознакомься со списком компетенций будущего (их еще называют надпрофессиональными навыками), который представлен ниже. Оцени, насколько каждая из этих компетенций важна для твоей будущей профессии по четырехбалльной шкале:
2 – Совершенно не важна (не имеет значения для будущей профессии)
3 – Не очень важна (может пригодиться)
4 – Важна (имеет значения для будущей профессии)
5 – Очень важна (компетенция, без которой будет невозможно работать по профессии) (Матрица)

Варианты 2 3 4 5
МУЛЬТИЯЗЫЧНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ - знание нескольких языков, понимание особенностей разных культур 10% 33% 35% 22%
НАВЫКИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ - понимание технологий, процессов в смежных и несмежных отраслях 8% 25% 37% 30%
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ - точно понимать запрос клиента и предлагать идеальное решение 7% 16% 30% 47%
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ - лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать команду 5% 15% 30% 50%
РАБОТА В РЕЖИМЕ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И БЫСТРОЙ СМЕНЫ УСЛОВИЙ ЗАДАЧ - быстро принимать решения, эффективно распределять ресурсы 4% 15% 30% 51%
СПОСОБНОСТЬ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ - творческое мышление и развитый эстетический вкус 13% 27% 27% 31%
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ - продуктивно общаться, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты 4% 12% 29% 55%
ПРОГРАММИРОВАНИЕ - создание компьютерных программ 23% 25% 19% 33%
АНАЛИЗ / РАБОТА С ДАННЫМИ - анализ, обработка и представление данных в цифровой форме 11% 25% 28% 36%
УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ - в том числе работа с робототехникой 25% 28% 21% 26%
РАБОТА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) - создание, взаимодействие, обучение систем, основанных на технологиях ИИ 25% 26% 24% 25%
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ - организация времени и повышение эффективности его использования 8% 19% 34% 39%
РАБОТА В КОМАНДЕ - эффективная и продуктивная практическая деятельность команды 4% 15% 31% 48%
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение понимать, как устроены сложные системы, находить взаимосвязи и причины 6% 16% 27% 51%
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - бережливое отношение к используемым природным ресурсам 17% 25% 27% 31%
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение находить подтверждение или опровержение получаемым новостям и знаниям 5% 17% 30% 48%
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - умение распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить общий язык 10% 18% 26% 46%

Оценивая, насколько школьная программа помогает формировать навыки и компетенции будущего, большинство школьников считают, что в школе их не научат работе с искусственным интеллектом, клиентоориентированности и управлению сложными инженерными проектами. Треть опрошенных школьников уверены, что не смогут научиться в школе системному и критическому мышлению, программированию и работе с данными. Каждый четвертый участник опроса считает, что школа не научит самым важным soft skills из предыдущего вопроса, а именно – мультикультурности и умению работать с людьми. Другие ответы распределились следующим образом:

№4. Каким из этих компетенций, по твоему мнению, нельзя обучиться в школе? (Множественный выбор)

Варианты Все ответы
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ - точно понимать запрос клиента и предлагать идеальное решение 67%
РАБОТА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) - создание, взаимодействие, обучение систем, основанных на технологиях ИИ 67%
УПРАВЛЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ - в том числе работа с робототехникой 59%
НАВЫКИ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ - понимание технологий, процессов в смежных и несмежных отраслях 45%
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - умение распознавать эмоции, сопереживать другому человеку, находить общий язык 42%
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ - организация времени и повышение эффективности его использования 41%
РАБОТА В РЕЖИМЕ ВЫСОКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И БЫСТРОЙ СМЕНЫ УСЛОВИЙ ЗАДАЧ - быстро принимать решения, эффективно распределять ресурсы 34%
СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение понимать, как устроены сложные системы, находить взаимосвязи и причины 34%
ПРОГРАММИРОВАНИЕ - создания компьютерных программ 33%
СПОСОБНОСТЬ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ - творческое мышление и развитый эстетический вкус 32%
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - умение находить подтверждение или опровержение получаемым новостям и знаниям 32%
УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ - лидерские качества, способность расставить приоритеты и подобрать команду 31%
АНАЛИЗ / РАБОТА С ДАННЫМИ - анализ, обработка и представление данных в цифровой форме 30%
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - бережливое отношение к используемым природным ресурсам 27%
МУЛЬТИЯЗЫЧНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ - знание нескольких языков, понимание особенностей разных культур 25%
УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ - продуктивно общаться, учитывать позиции других, эффективно разрешать конфликты 25%
РАБОТА В КОМАНДЕ - эффективная и продуктивная практическая деятельность команды 14%

Чтобы овладеть компетенциям будущего, в школе, согласно ответам респондентов, больше всего не хватает живого общения с профессионалами из различных отраслей (70%). Дефицит практических и интерактивных занятий отметили 62% опрошенных. 60% респондентов указали на то, что в школе нужно активнее вводить новые предметы, обучать цифровой грамотности, программированию и т.д. Другие ответы распределились следующим образом:

№5. Чего не хватает в школе и школьной программе, чтобы получить эти компетенции? (Множественный выбор)

Варианты Все ответы
Регулярных встреч и общения с профессионалами из разных отраслей (в классе и в компаниях/на предприятиях) 70%
Практических и интерактивных занятий 62%
Новых предметов (цифровая грамотность, программирование и пр.) и учебников 60%
Ранней профориентации 44%
Кружков и дополнительных занятий 36%
Проектной деятельности 24%
Свой вариант (свободный ответ) 6%

Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение»:

«Современные школьники отдают приоритет таким формам занятости, в которых командная работа, открытость и новизна задач преобладают над рутинностью и жестким распределении функций. Можно предположить, что за такой оценкой наиболее востребованных компетенций стоит определенный образ жизни, где команды решают творческие задачи, а участники команды занимаются постоянным самосовершенствованием и развитием. В то же время, школьники достаточно определенно фиксируют нехватку современного содержания в общеобразовательных программах. Да, сегодня эту задачу отчасти решают различные форматы дополнительного образования – кружки, онлайн-курсы, научно-технологические конкурсы и соревнования, проектные школы, образовательные интенсивы, хакатоны и другие, где школьники могут учиться у лучших, общаться с единомышленниками и экспертами из разных сфер, создавать свои команды и вместе решать реальные задачи. Стоит признать, что у современных школьников, а также их родителей, формируется четкий, осознанный запрос на получение качественного образования и компетенций будущего, и школе, чтобы сохранять свою роль в процессе становления молодого человека, придется на этот запрос отвечать».

Михаил Митин, директор по развитию онлайн-школы Skysmart:

«Большинство современных проблем – проблемы гуманитарные, соответственно, для их решения важно уметь эффективно взаимодействовать с другими людьми. Этот важный soft skills можно тренировать на каждом уроке, но, к сожалению, большая часть учебных занятий в школе имеет лекционный формат, а групповая работа, дискуссии или решение кейсов происходят достаточно редко. Поэтому для освоения необходимых компетенций школьники посещают кружки и секции в организациях дополнительного образования.
Похожая ситуация складывается и с hard skills. В учебном плане чаще появляются новые теоретические предметы или увеличивается количество отведенных на них часов, а вот практические занятия, позволяющие сформировать определенный навык и отработать его в реальных условиях, проходят редко. Причиной тому является недостаточная конвергентность образовательных программ, а также отсутствие необходимого оборудования в школе и специалистов, которые способны этим навыкам обучить».

Комментарии

(0) Добавить комментарий