Самарский университет открывает в «Артеке» лабораторию искусственного интеллекта

01 октября 2019
На площадке международного детского центра школьники получат навыки обучения нейронных сетей, создания алгоритмов для роботов и беспилотных автомобилей

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева открывает в Международном детском центре “Артек” ИТ-лабораторию. Действовать она будет в течение всего года, а образовательная программа рассчитана на любой уровень подготовки. На ее базе школьники получат практические навыки работы с различными нейронными сетями, в первую очередь, ориентированными на распознавание образов.

Молодые ученые и преподаватели Самарского университета помогут артековцам в изучении популярных языков программирования, в создании программного обеспечения для роботов и беспилотных автомобилей. Об открытии лаборатории в ходе рабочего совещания в “Артеке” в июле 2019 года договорились врио ректора Самарского университета Владимир Богатырев и руководитель МДЦ Константин Федоренко. Сейчас ведется работа по разработке методических материалов организации учебного процесса лаборатории, а также подготовка помещений и технического оснащения учебного центра. Лаборатория примет первых школьников в январе 2020 года.

Руководитель «Артека» Константин Федоренко отметил, что «расширение сотрудничества «Артека» с ведущим отраслевым вузом аэрокосмической отрасли – это огромная возможность для ребят из всех регионов страны»: «Приобрести здесь под руководством специалистов те навыки, которые будут наиболее востребованы в ближайшие годы в IT-сфере, - это большая удача и полезнейший опыт, всё это поможет раннему профессиональному самоопределению детей, и откроет перед ними новые горизонты».

Организаторы определили три укрупненных направления работы лаборатории. Это знакомство с одним из популярных языков программирования, программирование микропроцессоров джет-ботов (прообразов беспилотных автомобилей) и настройка нейронных сетей.

«Программа новой ИТ-лаборатории универсальна, она рассчитана на разный уровень подготовки и позволит разобраться в искусственном интеллекте не только школьникам, специализирующимся в области цифровых технологий, но и тем, кто увлекается гуманитарными науками», - рассказала старший преподаватель кафедры суперкомпьютеров и общей информатики Самарского университета Ольга Савченко.

За 21 день - столько длится смена в “Артеке” - участники лаборатории познакомятся с основными алгоритмами распознавания образов, научатся пользоваться существующими программами.

Учебные программы новой ИТ-лаборатории будут взаимоувязаны с программами других образовательных центров Самарского университета на площадке «Артека», в частности, лабораторий мехатроники и робототехники. «Любой, самый продвинутый робот или манипулятор двигается благодаря алгоритмам, реализованным в виде компьютерных программ. Мы рассчитываем объединить усилия с лабораторией университета по робототехнике на основе компьютерного зрения (Computer vision) и создания искусственного интеллекта. В результате школьники смогут выполнять комплексные исследования в рамках единый проекта создания робота, который решает поставленные задачи», - поделилась планами Ольга Савченко.

Кафедра суперкомпьютеров и общей информатики специализируется на развитии машинного зрения в области распознавания образов. Эти навыки необходимы для программирования джет-ботов: машины - фактически роботы - должны “видеть”, куда они едут, и адекватно реагировать на изменение “дорожной ситуации”.

Артековцы смогут обучить и использовать простейшие нейронные сети. “Фактически, уже обученные нейронные сети надо настроить, а это в определённой степени искусство. Мы покажем школьникам, как настроить полуобученную нейронную сеть на решение конкретных задач”, - пояснила Ольга Савченко.

Работа в лаборатории будет строиться в малых группах: 20-25 участников разделят по трем направлениям. Такое деление позволит учесть и уровень знаний, и возраст школьников. “Нам нужно использовать максимально индивидуальный подход, чтобы сохранить интерес детей, - говорит Ольга Савченко и приводит пример. - Если программирование джет-бота не «зайдёт», участник лаборатории сможет безболезненно переключиться на нейронные сети”.

Комментарии

(0) Добавить комментарий