Робототехнические соревнования «без прикрас»

11 января 2018
Руководитель УМЦ РАОР Владислав Халамов поделился на сайте фгос-игра своей точкой зрения на некоторые, не всегда явные, аспекты соревновательной робототехники.

В разгаре новый соревновательный сезон: муниципальные этапы всероссийских соревнований уже позади, региональные – близятся к завершению. На этом фоне проходит множество обсуждений на тему инженерно-технического образования, соревновательной робототехники, но все они сводятся к лимитированному набору правил, «очерчиванию границ», т.е. к какому-либо сценарию. Эксперты в подобных обсуждениях обычно спорят, что должен делать робот: ездить по линии или горке, подпрыгивать, сортировать и т.д. Господа, где реальные, если хотите жизненные, задачи? Вот на этом вопросе обычно повисает тишина и все в ступоре. На лицо оторванность образовательного и соревновательного процессов технической направленности от реальной жизни, от производства – главного заказчика инженерных специалистов, которые сейчас ещё на школьной скамье.

Помимо оторванности друг от друга этих двух процессов, являющихся фундаментом воспитания современного инженера, существует ещё ряд проблем, тормозящих становление эффективной и непрерывной подготовки высококлассных технических специалистов.

Начнем с самого очевидного – финансирование. Соревнования стали профессиональным спортом, «большим спортом», т.е. победа зависит от количества привлеченных (затраченных) ресурсов для подготовки спортсмена (команды): привлечение опытных тренеров, покупка современного оборудования и обязательно запасного комплекта, самого нового ПО и т.д. – другими словами, победа зависит от количества вложенных денег. Подготовка команды к соревнованиям превратилась в инвестиционный проект. Минимальные затраты на сезон 100 000 рублей. Сюда входят затраты на покупку (печать) полей и реквизита, переезд и проживания, оплату тренера-консультанта (час работы высококлассного тренера составляет 2000 рублей), минимальный набор дополнительного оборудования и т.д. Это только «ценник» участия на российских этапах, мировой уровень требует гораздо больших вложений, смело умножайте все затраты на 3 (а то и больше!).

Ещё один «тормоз» – узкопрофильность. Итогом большинства соревнований являются навыки и знания, которые дети могут применить только на этих соревнованиях, в дальнейшем они попросту не пригодятся (например, современные задания основной категории соревнований WRO). Что такое современная робототехника для подрастающего поколения? Чёткий регламент и нерушимость правил? Какой-то давно определённый алгоритм, инструкция «как собрать робота, который делает то-то и то-то»? К сожалению, большинство соревновательных мероприятий по робототехнике сводится именно к этому. А где же изобретательство, творческий поиск, исследования?

Давно пора ввести обязательные требования к соревнованиям – ориентированность на потребителя. Конечный итог соревнований: модель, проект и т.д. должны обладать выраженными потребительским качествами, быть интересными потенциальным заказчикам представляемых на соревнования разработок.

Все соревнования притянуты к общеобразовательным школьным предметам и это замечательно! Лучшего способа изучения робототехники и других инженерных дисциплин просто не найти! Однако, очень мало методической литературы по данной интеграции, самыми яркие представители: серия книг «Робофишки», в которых содержится одно занятие в формате STAM, учебник технологии издательства «Бином» за 5 класс и «Технология. Сборник проектов» 7-8 класс издательство «Перо». Нехватка подобных изданий объясняется относительной сложностью подготовки материала и необходимой квалификацией автора, он должен быть одновременно специалистом в своей предметной области и робототехником – поколение таких специалистов ещё растёт.

Следующая, нехорошая тенденция – отсутствие массовости. Раньше, на заре 2000-х, соревнования были более доступны, был массовый приток новых команд. Сейчас этого нет, поскольку робототехнические соревнования превратились в «большой спорт»: сложность подготовки и дороговизна участия, в некоторых случаях «занудность и заумность» Положений и т.д.

На фото региональный этап робототехнических соревнований по нескольким категориям крупного субъекта РФ, участников можно «по пальцам» пересчитать. А где зрители и болельщики?

Зачем всё-таки нужны ныне существующие робототехнические соревнования? И какими они должны быть?

По информации фгос-игра.рф

Комментарии

(0) Добавить комментарий