На базе АГТУ разработана многоцелевая морская беспилотная платформа
Презентация работы, проведенной инициативной группы ученых, представлена заместителю руководителя Росрыболовства Петру Савчуку во время его посещения АГТУ.
Цель проекта – создание автономной морской многоцелевой беспилотной платформы и интеллектуальной системы её управления, обеспечивающей как автономность работы платформы и безопасность мореплавания, так и взаимодействие с внешней средой для сбора и анализа данных.
Глобальный вектор замены человека на робота в сложных и опасных местах работы ориентирован на морскую отрасль. Внедрение робототехники в Российской Федерации также набирает обороты: основными продуктами морской робототехники являются различные подводные, надводные аппараты, безэкипажные суда и катера. О готовности активного применения морских роботизированных комплексов уже сейчас заявляют нефтяные и судоходные компании. Нефтедобывающие компании готовы использовать морских роботов для мониторинга при эксплуатации буровых платформ, судоходные компании – для оперативного доступа к актуальной информации в области навигации, лоции, гидрографии, океанографии и т. п. Ещё одной заинтересованной стороной бизнеса в реализации проектов являются IT-компании, например, уже подписано соглашение о реализации проекта по разработке искусственного интеллекта для обнаружения, идентификации и отслеживания объектов, с которыми судно может столкнуться. Кроме этого, формируется новая ниша в судостроении – умные суда («smart ship»).
С 2015 года в России реализуется дорожная карта «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ), включающая следующие направления развития: Цифровая навигация (e-Навигация), Технологии освоения ресурсов океана и Инновационное судостроение.
План «Маринет» позволил сформировать инициативные проекты в ряде ведущих образовательных и научных организаций, в том числе в АГТУ, где в 2017 году разработана Морская многоцелевая беспилотная платформа (ММБП).
В числе задач проекта: морские сервисы для обеспечения работ в любом районе океана; решения в области морских инженерных изысканий, платформы мультиагентского взаимодействия и перспективные платформы для морских телекоммуникаций; решения для рыбопромыслового флота и экологического мониторинга (производственного мониторинга).
ММБП представляет собой автономное безэкипажное маломерное судно в различных модификациях. Три модификации обусловлены различными условиями эксплуатации и специфическими требованиями к научным исследованиям с борта ММБП.
Монокорпусная модификация ММБП предусматривает эксплуатацию, проведение научных исследований в самых тяжёлых условиях вплоть до арктических льдов и штормов в 9–11 баллов по шкале Бофорта. Модификация катамаран может работать в речных и прибрежных районах, где необходимо использовать дополнительное научное оборудование. Тримаран разработан для обследования транзитных зон со значительным комплексом научного оборудования, а также для постановки и подбора подводных буев и буксировки гидроакустического исследовательского зонда.
Все модификации оснащены композитным парусом-крылом, что обусловлено необходимостью долговечной работы и прочностью конструкции. Аэродинамический профиль парус-крыла имеет преимущество перед традиционным парусом с экономией в 30% площади с сохранением тяговых характеристик.
В парусе устанавливаются различные датчики для исследований и анализа воздушного пространства вокруг морского робота. Рулевая часть всех модификаций представляет собой регулируемое перо руля с приводом от сервомоторов рулевых машинок, подключённых к общему интеллектуальному блоку управления, как и парус-крыло.
Для блока интеллектуального управления во всех модификациях предусмотрена установка устройств и приборов для организации машинного зрения, что позволяет делать запись в память (чёрный ящик) видеосигналов, сигналов в инфракрасных и ультразвуковых диапазонах.
В объёме комплекта для организации машинного зрения предусмотрено дублирование систем и дополнительно установка GPS, ГЛОНАСС модулей, что соответствует требованиям международных конвенций обеспечения безопасности мореплавания.
Энергоснабжение платформы осуществляется за счёт солнечных панелей и ветрогенераторов, используемых для зарядки аккумуляторов и питания всех функциональных систем платформы.
Макет морской многоцелевой беспилотной платформы продемонстрирован на II Международном Каспийском технологическом форуме «Технокаспий–2017».
Сейчас проект находится на стадии экспертизы проектного офиса НТИ.
По информации пресс-службы Росрыболовства.
Комментарии
(0) Добавить комментарий