От станков до «цифровых двойников»: в Летней проектной школе Фонда Андрея Мельниченко готовят инженеров будущего
С первых дней июня ребята трудились над общей задачей – созданием работающего макета тепловой электрической станции – на местах, в своих регионах. Юные робототехники, программисты, механики и физики из центров Фонда Андрея Мельниченко сообща погрузились в решение сложнейших задач в рамках полученного технического задания. Для этого они консультировались в режиме реального времени через систему ВКС и с использованием групповых чатов у опытных педагогов ЦДНИТТ при КузГТУ «УникУм» и на профильных кафедрах ведущих российских технических университетов, а также посещали с экскурсиями энергетические объекты Сибирской генерирующей компании.
Каждый из участников Летней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко имеет свой участок работы. Например, команда барнаульского ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» занималась разработкой модели парового котла – «сердца» тепловой электростанции, воспитанники образовательных центров из Киселевска и Ленинска-Кузнецкого отвечали за проектирование градирни, а рубцовчане – за макеты полевого фильтра, парогенератора и трубы. Во всех центрах кипела работа: ребята делали расчеты, работали на станках, печатали модели на 3D-принтерах и т.д.
Приезд делегаций в Кемерово дал старт очному этапу Летней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко и решению самой сложной ее задачи – сбора демонстрационного макета тепловой электрической станции. Особенностью модели ТЭЦ является то, что она не только иллюстрирует процессы превращения угля и воды в тепло и электрическую энергию в статическом объемном изображении, но и то, что все ее части являются управляемыми микропроцессорными модулями, точно просчитывающими поведение настоящих агрегатов. При этом связь между модулями осуществляется по индустриальным протоколам, а управляет стендом настоящий промышленный логический контроллер. Такой подход к созданию демонстрационного макета позволяет получить информацию о поведении станции аналогично тому, как это происходит на настоящем производстве, а значит, создать максимально приближенный к реальности «цифровой двойник», на котором становится возможным отработка различных инновационных методов управления и оптимизации.
Работа над таким макетом – это уникальный опыт для школьников 6-10 классов, возможность прикоснуться к знаниям, технологиям и компетенциям, которыми владеет далеко не каждый выпускник университета, почувствовать, понять и сделать то, что же на самом деле скрывается за сложным словом «цифровизация».
Руководитель Центра детского научного и инженерно-технического творчества при КузГТУ «УникУм» Татьяна Мамзина отмечает: «Уникальность Летней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко 2021 года заключается не только в выбранной тематике и сложности решения поставленной проектной задачи, но и в том, что ребята из разных регионов собрались в единую команду с одной общей задачей. Им предстоит, как настоящим профессионалам, не только построить, хоть и в меньшем масштабе, электростанцию, но и предложить инновационные решения, способные оптимизировать происходящие на ней процессы».
Научный руководитель Летней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко Иван Паскарь считает «очень важным, что ребята с энтузиазмом откликнулись на такую задачу, как разработка имитационного макета электрической станции. Такой важный проект поможет участникам разобраться в нюансах сложного технологического процесса, который протекает через множество больших и сложных элементов. Возможно, это подтолкнет их к решению одной из десятков рационализаторских задач, стоящими перед энергетиками. Значимой является и профориентационная составляющая проекта: благодаря Фонду Андрея Мельниченко у школьников появляется возможность глубже погрузиться в технологические процессы и понять, как важен труд энергетиков. Уверен, кто-то из участников Школы наверняка захочет связать свою судьбу с одной из важнейших в современном мире профессий».
Комментарии
(0) Добавить комментарий