От станков до «цифровых двойников»: в Летней проектной школе Фонда Андрея Мельниченко готовят инженеров будущего

30 июня 2021
28 июня 2021 года ЦДНИТТ при КузГТУ «УникУм» гостеприимно распахнул двери для воспитанников образовательных центров Фонда Андрея Мельниченко со всей России, которые приехали в Кемерово для участия в очном этапе Летней проектной школы.

С первых дней июня ребята трудились над общей задачей – созданием работающего макета тепловой электрической станции – на местах, в своих регионах. Юные робототехники, программисты, механики и физики из центров Фонда Андрея Мельниченко сообща погрузились в решение сложнейших задач в рамках полученного технического задания. Для этого они консультировались в режиме реального времени через систему ВКС и с использованием групповых чатов у опытных педагогов ЦДНИТТ при КузГТУ «УникУм» и на профильных кафедрах ведущих российских технических университетов, а также посещали с экскурсиями энергетические объекты Сибирской генерирующей компании.

Каждый из участников Летней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко имеет свой участок работы. Например, команда барнаульского ЦДНИТТ «Наследники Ползунова» занималась разработкой модели парового котла – «сердца» тепловой электростанции, воспитанники образовательных центров из Киселевска и Ленинска-Кузнецкого отвечали за проектирование градирни, а рубцовчане – за макеты полевого фильтра, парогенератора и трубы. Во всех центрах кипела работа: ребята делали расчеты, работали на станках, печатали модели на 3D-принтерах и т.д.

Приезд делегаций в Кемерово дал старт очному этапу Летней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко и решению самой сложной ее задачи – сбора демонстрационного макета тепловой электрической станции. Особенностью модели ТЭЦ является то, что она не только иллюстрирует процессы превращения угля и воды в тепло и электрическую энергию в статическом объемном изображении, но и то, что все ее части являются управляемыми микропроцессорными модулями, точно просчитывающими поведение настоящих агрегатов. При этом связь между модулями осуществляется по индустриальным протоколам, а управляет стендом настоящий промышленный логический контроллер. Такой подход к созданию демонстрационного макета позволяет получить информацию о поведении станции аналогично тому, как это происходит на настоящем производстве, а значит, создать максимально приближенный к реальности «цифровой двойник», на котором становится возможным отработка различных инновационных методов управления и оптимизации.

Работа над таким макетом – это уникальный опыт для школьников 6-10 классов, возможность прикоснуться к знаниям, технологиям и компетенциям, которыми владеет далеко не каждый выпускник университета, почувствовать, понять и сделать то, что же на самом деле скрывается за сложным словом «цифровизация».

Руководитель Центра детского научного и инженерно-технического творчества при КузГТУ «УникУм» Татьяна Мамзина отмечает: «Уникальность Летней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко 2021 года заключается не только в выбранной тематике и сложности решения поставленной проектной задачи, но и в том, что ребята из разных регионов собрались в единую команду с одной общей задачей. Им предстоит, как настоящим профессионалам, не только построить, хоть и в меньшем масштабе, электростанцию, но и предложить инновационные решения, способные оптимизировать происходящие на ней процессы».

Научный руководитель Летней проектной школы Фонда Андрея Мельниченко Иван Паскарь считает «очень важным, что ребята с энтузиазмом откликнулись на такую задачу, как разработка имитационного макета электрической станции. Такой важный проект поможет участникам разобраться в нюансах сложного технологического процесса, который протекает через множество больших и сложных элементов. Возможно, это подтолкнет их к решению одной из десятков рационализаторских задач, стоящими перед энергетиками. Значимой является и профориентационная составляющая проекта: благодаря Фонду Андрея Мельниченко у школьников появляется возможность глубже погрузиться в технологические процессы и понять, как важен труд энергетиков. Уверен, кто-то из участников Школы наверняка захочет связать свою судьбу с одной из важнейших в современном мире профессий».

Комментарии

(0) Добавить комментарий