Урок «Технологии»: ожидания и возможности. Часть I

15 сентября 2016
Сегодня тема развития образовательной робототехники и поддержки инженерных специальностей в нашей стране актуальна, как никогда. Мы предлагаем вашему вниманию концепцию преобразования урока технологии в средних учебных заведениях, описанную руководителем Учебно-методического центра Российской Ассоциации Образовательной Робототехники (РАОР) Халамовым Владиславом Николаевичем.

Стремительное развитие общества, технологий требует перестройки и в системе образования. При этом особое внимание уделяется технологическому образованию. Именно эта сфера позволяет обучить детей навыкам, которые будут востребованы в ближайшей перспективе.

Но вот парадокс – о технологическом образовании говорится давно, а предмет «Технология» до сих пор считается второстепенным.

В последние десятилетия изучение такой многоплановой предметной области сводилось к узкому кругу вопросов связанных с обработкой материалов у мальчиков и сферой быта у девочек.


Такой подход полностью исключал участие «Технологии» в реализации задач большинства школьных предметов и отодвигал ее от участия в процессах модернизации образования. И уроки труда исчезли из программы.



В результате – абсолютное большинство школьников не только не в состоянии что-либо сделать своими руками, но даже простейший инструмент в глаза не видели.

Сегодня предметная область «Технология» возвращается в школы. Государством поставлена задача – повысить интерес школьников к предметам естественно-математического цикла.

ФГОС диктует жесткие требования к уровню освоения знаний. Но директора школ сталкиваются с проблемами: отсутствием материально-технической базы, безнадежно устаревшими методическими пособиями и программами, по которым невозможно вдохновить на творчество не только школьников, но и самих учителей.

Задачи перед педагогом «Технологии» стоят огромные: сформировать у учащихся систему технологических знаний и умений, воспитать трудовые, гражданские и патриотические качества личности, обеспечить условия для профессионального самоопределения школьника и еще целый ряд личностных качеств и компетенций. А как все это успеть сделать, если по плану на уроки технологии в 5-7 классах отводится всего 2 часа, а в 8 классе и вовсе 1 час?

Чтобы наметить пути решения, необходимо было понять, а что же хотят получить от уроков технологии чиновники, директора школ, педагоги, родители.

Специалисты органов Управления образованием хотят решить главную на сегодня задачу – повысить интерес школьников к предметам естественно-математического цикла. И в этом случае курс «Технологии» должен стать проекцией физики, математики, информатики и мотивировать учащихся на их изучение.

Директору школы также важно, чтобы логика преподавания «Технологии» была созвучна с логикой изучения школьных предметов. Но у него проблемы с кадрами, оборудованием, учебно-методическими материалами. И возникает вопрос, а стоит ли тратить средства на приобретение дорогостоящего оборудования, обучение педагога ради 1-2 часов в неделю.

Проще отдать эти часы учителю информатики, библиотекарю, воспитателю группы продленного дня или еще кому. А основные силы бросить на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.

Для педагога уроки «Технологии» вообще одна большая проблема. Школы, где есть хорошо оборудованные мастерские, учебные классы, лаборатории по технологии можно пересчитать по пальцам.

Вот и получается, что уровень практических навыков работы с инструментами и материалами у школьников практически нулевой. Соответственно нет интереса к предмету. Да и среди предметников «Технология» не считается важным предметом. Что-то среднее между музыкой и рисованием.

В среде родителей рейтинг «Технологии» тоже не высок: по предмету не сдают ЕГЭ, для поступления в вуз он никакого значения не имеет. Но каким хотят видеть родители своего ребенка в будущем?


Конечно же успешным, образованным, состоявшимся и как личность, и как специалист. В «Атласе новых профессий», подготовленном Агентством стратегических инициатив совместно со школой управления «Сколково», нас заинтересовали так называемые надпрофессиональные навыки. Эти навыки являются универсальными и важны для представителей самых разных отраслей. И вот что интересно: навык системного мышления понадобится в 96% профессий будущего, программирование и робототехника – в 60%, навык межотраслевой коммуникации – в 58%.

Таким образом, достаточно четко рисуется «портрет» востребованного специалиста: хороший производственник, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества, отличающийся научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию профессиональных интересов, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, умением работать с людьми, обладающий креативным мышлением и способностью к изобретательству.

А ведь все эти навыки формируются именно в процессе технологического образования.




Халамов Владислав Николаевич

Комментарии

(0) Добавить комментарий