ТУСУР участвует в создании интеллекта робота-тьютора для масштабного использования в школах

10 января 2019
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники совместно с ООО «НЦ «Полюс» разрабатывает комплекс ПО для робота, который позволит использовать его для обучения, развития и поддержки дошкольников, школьников и студентов.

Проект по разработке программного комплекса поддержки нейросетевых алгоритмов интеллектуальной робототехнической системы для обучения и развития ребёнка стал победителем конкурса «Развитие-НТИ» Фонда содействия инновациям. Размер гранта – 20 миллионов рублей, продолжительность работ – 18 месяцев.

Разработчики ТУСУРа и НЦ «Полюс» создадут программный комплекс для социального робота с использованием нейронных сетей, дополненной реальности, системы сбора и анализа оценочной информации, облачных технологий.

В рамках проекта предполагается создание инновационных продуктов, позволяющих преодолеть технологический барьер НТИ «Технологии улучшения рабочей памяти на не менее чем 20 %, улучшения параметров внимания и концентрации на не менее чем 20 %. Технологии обучения основам робототехники, работе с нейросетевыми алгоритмами и нейротехнологиями». Преодоление технологического барьера станет возможным, по мнению разработчиков, благодаря реализации индивидуальной работы робота с ребёнком, что не всегда возможно для учителя в классе. Фактически робот становится новым элементом современной школы: инструментом и средством обучения для старшеклассников, источником информации, организатором и наставником для младших классов и помощником для учителя.

Разработчики создадут масштабный комплекс ПО для робота, благодаря которому он сможет проводить интерактивные лекции и игры, индивидуальные тестирования и консультации учащихся с распознаванием лиц, помогать учителям обрабатывать большое количество ответов на типовых бланках, обучать дошкольников и младшеклассников устному счёту, знакам дорожного движения, таблице умножения, разучиванию стихов, в том числе с движениями, когда робот демонстрирует стих собственными движениями рук, головы и торса, что позволяет лучше запоминать текст маленьким детям, а также реализовать терапевтические функции для детей с аутизмом или синдромом дефицита внимания, тренируя навыки внимания, умения сосредоточиться на задаче.

Кроме того, разрабатывается специальное ПО, с помощью которого школьники старших классов и студенты смогут обучаться базовым способам управления социальным роботом и создавать для него собственные приложения.

В ходе выполнения проекта пройдёт апробация разработанных программных средств в общеобразовательных учреждениях для разных возрастных групп учащихся: начальной, средней и старшей школе.

«Создание этого нового элемента цифровой среды образовательной организации будет способствовать формированию инженерных навыков и обеспечивать преемственность развития ключевых компетенций в области образовательной робототехники у обучающихся, от дошкольного возраста до студенческого», – убеждён руководитель лаборатории робототехники и искусственного интеллекта ТУСУРа Евгений Шандаров.

Он подчеркнул, что одной из основ конкурсной заявки стали работы ТУСУРа в области социальной робототехники, которые ведутся с 2011 года. Также в основу вошли наработки вуза в области технического зрения и технологии распознавания голоса.

Помимо создания ПО для существующих на рынке робототехнических платформ, разработчики сформулируют требования и необходимые характеристики для создания новой платформы социального робота отечественного производства.

Проект ТУСУРа и НЦ «Полюс» стал одним из шести проектов – победителей четвёртой очереди конкурсного отбора по программе «Развитие-НТИ», рекомендованных к финансированию по дорожной карте «Нейронет НТИ». Отраслевой союз «Нейронет» объединяет разработчиков, производителей и исследователей в сфере нейронаук и нейротехнологий с целью создания конкурентоспособного российского рынка нейронета – среды информационного обмена следующего поколения.

По информации пресс-службы ТУСУРа.

Комментарии

(0) Добавить комментарий