Образование XXI века: можно ли стать инженером без вуза

11 сентября 2019
Сегодня есть много способов получить образование без вуза: пройти программу повышения квалификации, онлайн-курс или поступить в техникум. Но можно ли освоить инженерную профессию и стать программистом без вуза?

Этот вопрос обсудили эксперты на секции «Инженер без вузов» в рамках конференции «Город IT».

На секции участники и спикеры обсудили проблемы, с которыми сталкиваются все: нужно изменить образовательные программы вузов и СПО под запрос рынка, схемы подготовки на базе вузов, добавить актуальности, потому что технологии быстро устаревают, обучать студентов soft skills и английскому языку. Важными проблемами в обучении, в том числе онлайн-образовании, становится фрагментарность знаний, с которыми приходят молодые специалисты в компании после онлайн-курсов.

Специалисты выделили форматы работы для подготовки кадров в отрасли: нужно привлекать школьников в IT с помощью учебных проектов, ввести проектное обучение в университете совместно с бизнесом и проводить воркшопы в компаниях (но для этого нужно, чтобы компании были готовы делиться знаниями).

Также нужны тематические мероприятия, как конференция «Город IT», и кафедры в вузах, совместная работа университетов и онлайн-образования, образовательная экосистема, в которую входят: детская компьютерная школа, лицей информационных технологий, институт программных систем (высшее, второе высшее образование). Центр опережающей профессиональной подготовки уже занимается созданием коротких программ для решения задач бизнеса.

Можно ли использовать техникум для подготовки программистов? Кейс от Томского техникума информационных технологий

В ТТИТ три айтишных специальности: сетевое системное администрирование, информационные системы и программирование и основы информационной безопасности. В пик приемной комиссии в 2019 году конкурс составлял 15 человек на место. В 2016 году учениками техникума были около 800 человек, в 2019-м учеников стало около 1500.

«Все проблемы, которые озвучивает бизнес, имеют место быть, потому что образование не успевает подготовить специалистов, знания которых адекватны рынку, вслед за быстро меняющимися технологиями. В Томске большая миграция, всего 10 % студентов томских вузов — томичи. Большое количество студентов, оканчивая вузы, уезжают в свои регионы или за границу. По статистике, 50 % томских айтишников уезжают из Томска либо работают на иностранные рынки», — рассказала директор ТТИТ Елена Истигечева.

По мнению Елены, у студентов техникума есть преимущества: 70 % программ ТТИТ практико-ориентированные, поэтому у студентов нет проблем с тем, чтобы начать профессиональную деятельность сразу после техникума. При этом заработная плата выпускников техникума адекватна стоимости услуг на рынке, а не завышена, как это часто бывает у выпускников вузов. И процент миграции гораздо меньше: в техникуме больше 65 % учеников — томичи.

Тактикой продвижения техникум выбрал присоединение к томскому бизнесу, для этого сотрудники техникума познакомились с ассоциацией участников IT-бизнеса и предложили компаниям рассказать, чего именно они хотят от будущих специалистов. Это помогло адаптировать учебный план под современные требования рынка. По словам директора техникума, компании могут присоединиться к наполнению вариативной части учебного планы. В техникуме также проходят профориентационные встречи с представителями компаний.

В настоящее время на базе техникума реализовывается проект «Центр опережающей профессиональной подготовки», в котором всем желающим помогают получить цифровые компетенции за короткий срок (курс длится до шести месяцев).

Идут ли студенты техникума в вуз и когда находят работу?

По данным Елены, не все выпускники техникума идут в вузы за продолжением обучения, большинство студентов выходят на работу сразу после техникума.

«Раньше желанием иметь диплом было культовым, сейчас такого нет, по статистике всего 2 % студентов идут в вузы, но чаще всего на заочное или вечернее отделение. На последнем курсе у 70 % студентов уже есть работа», — добавляет директор ТТИТ.

Главные вопросы для обсуждения

Итогами секции стали три вопроса, на которые пытались ответить участники и спикеры. Первый вопрос включал в себя такие темы: ЦОПП или онлайн-университет — конкуренты или дополняющие форматы, готов ли бизнес принять специалистов с «короткими» курсами без вузовского образования и как снизить разрозненность фрагментарных знаний при наборе курсов.

Второй вопрос для обсуждения — обучение на кейсах: готовы ли айтишные компании ждать решение задачи и заниматься преподавательской деятельностью, как снизить стоимость подготовки специалистов.

ЦОПП vs онлайн-образование

Есть онлайн-университет, который дает набор коротких курсов под запросы рынка и готовит их вместе с экспертами компаниями, и Центр опережающей профессиональной подготовки с короткими курсами. Они противопоставлены друг другу, или они могут дружить? Готов ли бизнес принимать специалистов с набором коротких курсов?

«Надо понимать, какой есть запрос от индустрии, потому что есть разные типы программистов: есть компании, которые занимаются внутренней автоматизацией, туда подходят простые люди, по аналогии с летчиками — «взлет-посадка». Следующий уровень — компании, которые занимаются либо системной интеграцией, либо аутсорсингом, там требуются люди покруче. Следующий уровень — продуктовые компании мелкосерийные и компании с большими сериями. Для первых двух уровней подойдут люди, у которых есть какие-то знания, курсы, они смогут там работать. В продуктовые компании требуются люди с хорошей базой», — прокомментировал вопрос Юрий Усков, основатель компании iSpring.

Бакалавриат в онлайн-образовании?

Главный вопрос экспертов в этой теме — как поддерживать человека на образовательной траектории, что будет с его мотивацией в онлайн-образовании?

Специалисты считают, что поддерживать человека на вузовской траектории проще, у вуза есть способы воздействия, в онлайне студентов сложно замотивировать.

Вторая проблема, по которой бакалавриат пока невозможен в онлайн-образовании, в том, что высшее образование — это еще и культура общения с себе подобными. Юрий Усков рассказывает, что в их детской компьютерной школе 50 % знаний формируется систематической подготовкой, а 50 % с помощью общения. По его мнению, в онлайн-образовании сложно выстроить социальную сторону, и образование онлайн — это инструмент для повышения квалификации.

Проблемой является отсутствие базы, а не фрагментарности образования. Юрий Усков приводит пример: «База – это, когда человека заставляют выучить вещи, которые, по его мнению, ему не пригодятся, но на самом деле они нужны. Мы все владеем русским языком, но не пишем, как Лев Толстой. То есть владение языком не означает умение создать литературный продукт».

Эксперты считают, что в будущем возможно слияние ЦОПП и онлайн-образования, по мнению спикеров и участников, это естественный процесс, потому что все, что может уйти в онлайн, будет там. По мнению Юрия Ускова, есть вещи, которые нужно показывать лично, для этого формат обучения должен быть онлайн+оффлайн.

Готов ли бизнес брать на работу людей, которые прошли короткие курсы онлайн?

«Все зависит от категории специалиста. Подготовка ручного тестировщика на начальном этапе требует гораздо больше знаний. Когда мы говорим о самом первом пласте тестировщиков, то да — они могут таким образом развиться и начать работать, а работать программистом после коротких курсов… я не верю. Конечно, мы готовы поговорить с человеком, но в моем опыте нет ни одной истории, потому что нет системности внутри», — комментирует Олег Алеутдинов из компании Sibedge.

Сейчас у томской компании Sibedge есть опыт в организации образовательного проекта «IT-старт» — площадки для практических заданий, мастер-классов и экскурсий. В проекте участвуют 11 IT-компаний, среди которых ENBISYS, Sidenis, Rubius, Palex, «ТомскАСУпроект», Connective Games и другие.

Специалисты пришли к выводу, что формат коротких курсов онлайн и оффлайн, а также смешанных, можно применить для подготовки специалистов более низких уровней, и компании готовы нанимать таких людей, но программистам нужна фундаментальная база.

Обучение на кейсах

По мнению Юрия Ускова, конкуренция научит бизнес и покажет, что нужно работать не только для того, чтобы зарабатывать деньги, поэтому компании должны быть заинтересованы в том числе в обучении специалистов.

«Моя гипотеза в том, что история дружбы бизнеса с вузом закончится, в виду того, что адекватность вузов не повышается. Мир придет к частным корпоративным университетам и другим альтернативным форматам. В IT это придет раньше, потому что отрасль зависит от кадров», — добавляет Юрий.

Спикер считает, что не надо придумывать велосипед и искать новые кейсы для работы со студентами. Есть система Физтеха — сочетание академической подготовки и сильные практики. Не надо противопоставлять академическую подготовку и практико-ориентированную подготовку, это должно работать вместе. Хороший специалист должен иметь академическую составляющую и практическую базу.

Стандартные форматы — курсы, лабораторные работы и курсовые — должны быть наполнены практическим смыслом, должны быть свобода в академической среде, чтобы была возможность адаптировать производственные задачи в эти работы. На первых курсах это учебные кейсы, а потом, когда бизнес готов в этом участвовать, — реальные.

Представители ТУСУРа, опираясь на свой опыт, считают, что все зависит от самого человека: университет пытается создать эту систему, но многое держится на внешнем окружении. В том числе важна мотивация со стороны преподавателя.

По мнению участников, для решения проблем в отрасли нужна трехъярусная система, в которой в первую очередь будет распространение информации среди детей. На втором этапе бизнес помогает мотивировать детей и показывает кейсы. На последнем этапе все должны подхватить университеты, институты и техникумы и обучать детей, не забывая про кейсы от бизнеса.

В отрасли есть IT-компании, которые могут рассказывать о своих потребностях вузам, но не все готовы вкладываться в уже готовую образовательную среду, и образование должно это понимать, иначе оно будет отторгать кейсы и проекты.

Комментарии

(0) Добавить комментарий