Робототехника - просто хобби или обязательный школьный предмет? Мнения экспертов (часть 1)

21 ноября 2016
Здравствуйте! Наша редакция решила узнать, где можно научить ребенка робототехнике, и, что немаловажно, кто должен это делать. С этим вопросом мы обратились к нашим друзьям и партнерам из робототехнических кружков, секций и школ.

Edu.Robogeek.ru: Должна ли, по Вашему мнению, робототехника войти в перечень основных предметов школьного образования? А может оставить только внешкольное робототехническое образования?

Леонид Гущин, преподаватель робототехники детского инженерного клуба г. Екатеринбурга

Нет, робототехнике в школе не место. Максимум коротким вводным курсом на полгода.
В школе стандартизированное фундаментальное образование. Робототехника динамично развивающаяся отрасль. Образование в робототехнике должно быть гибким, развивающимся вместе с отраслью, мгновенно реагирующее на все изменения. Ещё пару лет назад например практически не было слышно про компьютерное зрение в детской образовательной робототехнике, а в этом году уже немало проектов на всероссийских конкурсах было связано с ним. Пока школа находится строго в рамках стандартов которые надо создавать и это занимает длительное время робототехника не может быть школьным предметом, стандарты будут устаревать чуть ли не раньше чем пройдут все круги их утверждения.

Александр Бильченко, Фототехнический клуб СЮТ, Волгодонск

Робототехника может войти в школьную программу в рамках курса "Технология" или "Информатика", но вряд ли как отдельная дисциплина. Углубленное изучение робототехники, полагаю, останется прерогативой дополнительного образования.

Никита Куницын, Роботрек78

На мой взгляд должна войти и много школ уже практикуют это!

Наталья Сапрыкина, преподаватель ШР "Электроник"

Нет, робототехника не должна входить в перечень основных предметов для школьников. Для этого она слишком метапредметна (электроника, механика, программирование вместе – довольно «тяжелая» смесь для среднестатистического школьника), слишком динамична для узких рамок основного образования, и слишком многовариантна для описания сухим языком педагогических программ.

Елена Соколова, руководитель ЦМИТ "Zoomer"

Достаточно внешкольного: рекомендуемого дополнительного образования.

Дмитрий Лузин, Отдел робототехники Губернаторского Физико-Математического Лицея №30

На мой взгляд нет необходимости вводить предмет "робототехника" в перечень основных предметов.
Во-первых, главная задача школы - дать базовые знания по основным предметам. А "робототехника" - это ведь сплетение нескольких предметов: математика, физика, программирование. Зачастую у ребят как раз не хватает фундаментальных базовых знаний. В таком случае валить все в одну кучу мне кажется неправильным. Одна из задач дополнительного образования - как раз показать применение тем базовым навыкам, которые ребята получают на уроках в школе.
Во-вторых, нередко случается, что ребята позанимались некоторое время и поняли, что это не то, чем им хочется заниматься в жизни. В таком случае дополнительное образование - прекрасный способ попробовать себя в этой области с возможностью потом переместиться в другую. Это уникальная возможность, которая будет недоступна ни в ВУЗе, ни при построении карьеры, ни при введении робототехники в перечень основных предметов школьного образования.

Дарья Гайдук, Аналитик "Рободем"

Должна, но как профиль по выбору. Какой-то базовый курс можно проходить всем, а продвинутый было бы правильно предлагать тем, кому это интересно, а не принуждать.

Edu.Robogeek.ru: Кто, по Вашему мнению, должен обучать детей робототехнике: профессионал, получивший специальное образование по данному направлению, или же вполне подойдет педагог, прошедший курсы повышения квалификации по робототехнике? (можете предложить свой вариант)

Леонид Гущин, преподаватель робототехники детского инженерного клуба г.Екатеринбурга.

Робототехнике должен обучать человек, который этим увлечён, разбирается в этом и может увлечь детей, и объяснить им трудное простыми словами. Курсы повышения квалификации важны, но так же требуется постоянное самообразование, поиск нового и интересного. Диплом об образовании увы далеко не всегда является признаком профессионализма педагога, ровно как и его отсутствие не мешает педагогу быть профессионалом - особенно в такой области как робототехника. Так же, как мне кажется, не имеет значения какое именно образование было изначально.

Александр Бильченко, Фототехнический клуб СЮТ, Волгодонск

Обучать детей робототехнике вполне может педагог, прошедший курсы повышения квалификации.

Никита Куницын, Роботрек78

Для детей дошкольного возраста на наш взгляд больше подходят педагоги психологи, для школьников вполне подойдут выпускники технических вузов.

Наталья Сапрыкина, преподаватель ШР "Электроник"

В нашей организации реализованы оба из предложенных вариантов: с младшими и средними школьниками занимается педагог, прошедший курсы повышения квалификации в области дополнительного образования и робототехники, а учащиеся в возрасте 12+ работают под руководством опытного инженера- электронщика в рамках концепции «обучение на проектах». Считаю, что это оптимальная схема, позволяющая наиболее полно раскрыть потенциал учащихся всех возрастов.

Елена Соколова, руководитель ЦМИТ "Zoomer"

Любой специалист, который действительно разбирается в этой теме и глубоко интересуется ею без принуждения.

Дмитрий Лузин, Отдел робототехники Губернаторского Физико-Математического Лицея №30

Как мне кажется, руководители часто делают ошибку, посылая преподавателей физики или программирования на курсы повышения квалификации. Часто это делается исключительно из-за того, что "робототехника" сегодня модное направление. Преподаватели в таких случаях просто узнают некоторую новую для себя информацию, которую транслируют учащимся. Обучать детей должен тот, кто сам "горит" этим направлением. Если преподаватель не зажигает, не мотивирует ребят, то прогресс у учащихся будет низкий. Чисто технический специалист в некоторых случаях также не самый лучший наставник. Он привык работать со взрослыми людьми, оперирует понятиями "поставленная задача", "выполненная задача". С некоторыми школьниками такой подход не работает.

Дарья Гайдук, Аналитик "Рободем"

Базовый курс может преподавать и не профессионал. Но зажечь по настоящему и показать и объяснить более сложные вещи сможет только профессионал. Также профессионал постоянно развивается в этой сфере.

Edu.Robogeek.ru: Кто должен заниматься обучением преподавателей? (например, штатного педагогического персонала обычной СОШ)

Леонид Гущин, преподаватель робототехники детского инженерного клуба г. Екатеринбурга

Идеальный вариант - курсы от успешных преподавателей. Основную и самую важную информацию по образовательной робототехнике я получал с курсов и мастер-классов коллег.
Так же хорошее направление площадки интернет-образования, stepic, coursera, открытое образование и т.д. на которых множество интересных курсов от лучших преподавателей робототехники, а так же лучших преподавателей российских ВУЗов. Такие курсы позволяют получить соответствующие документы о повышении квалификации с одной стороны, с другой стороны там достаточно свежая и актуальная информация.
Возможно сделать определённый набор таких курсов которые позволят присваивать соответствующую квалификацию преподавателям через систему зачетных единиц. Это будет самый экономически выгодный и эффективный вариант.

Александр Бильченко, Фототехнический клуб СЮТ, Волгодонск

Обучением преподавателей целесообразно заниматься представителям учреждений дополнительного образования, имеющих опыт преподавания образовательной робототехники.

Никита Куницын, Роботрек78

У нас тренеры обучаются в учебном центре сети наших клубов, и как показала практика это вполне успешный вариант.

Наталья Сапрыкина, преподаватель ШР "Электроник"

Трудно говорить за всех педагогов в целом, лично для меня наиболее полезны курсы и семинары, которые проводят люди, занимающиеся практической робототехникой - разработчики, инженеры, программисты.

Елена Соколова, руководитель ЦМИТ "Zoomer"

Пед ВУЗы, курсы переподготовки учителей, центры дополнительного образования.

Дмитрий Лузин, Отдел робототехники Губернаторского Физико-Математического Лицея №30

На наш взгляд, наиболее эффективный метод обучения преподавателей - воспитывать собственных выпускников и привлекать их к преподаванию в студенческом возрасте. Конверсия в таком случае низкая, однако результат получается качественнее других подходов.

Дарья Гайдук, Аналитик "Рободем"

Обучать должны профессионалы в сфере робототехники и обязательно нужно сертифицировать курсы.

Благодарим за участие в нашем опросе представителей детского инженерного клуба г. Екатеринбурга, Фототехнического клуба СЮТ, Роботрек78, ШР "Электроник", ЦМИТ "Zoomer", Губернаторского Физико-Математического Лицея №30 и "Рободем".

Комментарии

(0) Добавить комментарий